Арматура в бетоне.

Чистота поверхности арматуры сильно влияет на величину сцепления. Поэтому в опалубку должна укладываться арматура, очищенная от грязи, окалины и т. п.

При густой арматуре (в балках, рамах и т. п.) очень важно обеспечить вокруг каждого стержня достаточный слой бетона. Неполное обволакивание стержня бетоном неизбежно понижает сцепление, а следовательно и прочность всей конструкции. По нормам расстояние в свету между стержнями -арматуры в одном ряду и между рядами арматуры должно быть не менее 2,5 см.

Для предохранения арматуры от ржавления. и от действия огня вокруг арматуры устраивается защитный слой бетона определенной толщины. По нормам толщина защитного слоя для балок и колонн должна быть не меньше 2,5 см, для тонких плит и стенок (до 10 см) — не менее 1 см, а для более толстых — не менее 1,5 см. При действии на сооружение вредных для бетона паров и газов (например в путепроводах, от дыма паровозов) толщина защитного слоя увеличивается до 4-5 см.

Второе обстоятельство, обеспечивающее совместную работу железа и бетона, заключается в том, что коэфициенты температурного расширения  бетона  и  железа  почти одинаковы. Благодаря этому при изменении  температуры железобетон удлиняется или укорачивается в размерах как однородный материал. Если бы железо и бетон по-разному изменяли свою длину под действием температуры, то это привело бы к нарушению сцепления  между  ними,  а  отсюда — к трещинам и разрушению бетона.

Прочность     железобетонных 0конструкций зависит прежде всего % от прочности бетона и арматуры в отдельности, поэтому необходимо сначала ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к прочности  каждого из этих материалов.